Терминология
Общеупотребительные в гражданской авиации термины и определения.
- BBR - Bankers Buying Rate - банковский курс покупки - курс, по которому банк купит определенное количество иностранной валюты в обмен за одну единицу (или единицы) национальной валюты страны, в которой проводится операция обмена.
- BSR - Bankers Selling Rate - банковский курс продажи - курс, по которому банк продаст определенное количество иностранной валюты в обмен за одну единицу (или единицы) национальной валюты страны, в которой производится операция обмена.
- CIRCLE TRIP - перевозка из пункта и обратно в этот же пункт последовательным, круговым авиамаршрутом, включая маршруты, состоящие из двух тарифных компонентов, но которые не отвечают (не соответствуют) условиям определения маршрута Round Trip.
Пункт начала перевозки и пункт назначения в маршрутах Circle Trip один и тот же, но тарифные компоненты по своей величине не равны друг другу.
- DEADLINE
Бронирование: минимальное/максимальное количество дней/месяцев до дня вылета, к которому бронь должна быть подтверждена.
Выписка перевозочных документов: минимальное/максимальное количество дней/месяцев до дня вылета или минимальное/максимальное количество часов/дней после бронирования, к которому оплата и выписка перевозочного документа должна быть завершена; дата выписки РТА рассматривается датой выписки перевозочного документа.
- DESTINATION - последний, конечный пункт маршрута, указанный в билете пассажира.
- ENDORSEMENT - право передачи билета, необходимое в ситуации, когда пассажир желает перебронировать рейсы одного перевозчика, указанного на билете на рейсы другого перевозчика.
- EQUIVALENT FARE PAID - оплата производится в валюте, которая отличается от валюты страны начала перевозки или оплата в валюте, которая не является валютой страны оплаты.
- FARE - величина, взимаемая перевозчиком за перевозку пассажира и его бесплатно допустимой нормы провоза багажа и, является текущим тарифом, который перевозчик публикует, т.е. предлагает для общества или соответствующего, определенного сегмента общества, который применяется для определенного класса обслуживания.
- FARE BASIS - код, предоставляющий информацию относительно типа тарифа и категории пассажира, класса обслуживания, минимальных и максимальных сроках действия тарифа, сезонности, дня недели и т д. Например, CRT, YEE180, YHWPX3M, YKXAP30.
- FARE COMPONENT - часть маршрута между двумя последовательными пунктами построения тарифа. Если маршрут состоит лишь из одного тарифного компонента, то пункт начала перевозки и пункт назначения будут пунктами построения тарифа.
- FARE CONSTRUCTION POINTS - пункты построения тарифа - это начальный и конечный пункты тарифного компонента. Их также называют FARE BREAK POINTS.
- FARE NOTE (FARE RULE) - условия, правила применения тарифа.
- FARE TYPE CODE - код типа тарифа. Например:
AP Advance Purchase тариф
EE Экскурсионный тариф, за которым следует срок действия в днях или месяцах
MM Тариф для военнослужащих
OX Экскурсионный, в одну сторону
PX Purchase Excursion тариф
- - GLOBAL INDICATOR - глобальный индикатор, глобальное направление, применяемое к тарифу.
AP между Зоной 2 и Зоной 3 через Атлантический и Тихий океаны
АТ между Зоной 1 и Зоной 2 или Зоной 3 через Атлантический океан
ЕН между Зоной 2 и Зоной 3 внутри Восточного полушария, а также
только внутри Зоны 2; или
только внутри Зоны 3
FE между Россией (в Европе) или Украиной и Зоной 3, где по
маршруту есть беспосадочный рейс между Россией (в Европе)
или Украиной и Зоной 3, за исключением Японии,
Северной, Южной Кореи.
РА между Зоной 3 и Зоной 1 через Тихий океан
PN между Южной Америкой и Юго-Западным регионом Тихого
океана через Северную Америку
RU между Россией (в Европе) и Зоной 3, где по маршруту есть
беспосадочный рейс между Россией (в Европе) и Японией,
Северной, Южной Кореей
SA между Аргентиной/Бразилией/Чили/Парагваем/Уругваем и
Юго-Восточной Азией через Атлантический океан и только
через пункты в Центральной, Южной Африке, островах
Индийского океана
TS между Зоной 2 и Зоной 3, где по маршруту есть беспосадочный
рейс между Европой и Японией, Северной, Южной Кореей
WH внутри Зоны 1 (внутри Западного полушария)
- IATA - International Air Transport Association - Международная Ассоциация Авиаперевозчиков.
- IROE - IATA Rate of Exchange - курс валюты, который устанавливается IATA 1 раз в 3 месяца, т.е. каждый квартал для того, чтобы конвертировать тарифы в местной валюте в NUC и для того, чтобы конвертировать итоговую цифру NUC в валюту страны начала перевозки.
- NON-STOPOVER POINT или CONNECTION POINT - пункт не стоповера или стыковочный пункт имеет место, когда пассажир прибывает в промежуточный пункт и покидает его не позднее 24-х часового пребывания в нем.
- NO-SHOW - пассажир, отказавшийся воспользоваться забронированным местом по причине отличной от пропущенной стыковки, вследствие задержки предыдущего рейса.
- NUC - Neutral Unit of Construction - нейтральная единица построения тарифа, установленная IATA для расчета международных тарифов. При построении международных тарифов, иногда необходимо складывать и сравнивать тарифы. Этот процесс не может быть выполнен с использованием валют разных стран. NUC позволяет рассчитать маршрут, состоящий из нескольких международных сегментов.
- ONE WAY TRIP (для целей построения международных тарифов) - маршрут, в котором пункт начала перевозки и пункт назначения находятся в разных странах, для которого применяются тарифы в одну сторону.
- OPEN SEGMENT - открытый сегмент вносят в бронь, когда пассажир точно не определился с датой вылета, временем и номером рейса одного или нескольких полётных сегментов в момент выписки билета.
- ORIGIN - начальный, отправной пункт по маршруту, как указано в авиабилете.
- PASSIVE SEGMENT - пассивный сегмент можно внести в бронь в системе Амадеус без создания двойного бронирования (duplicate PNR) для расчета и выписки авиабилета, когда данный сегмент фактически забронирован и подтвержден в другой системе (не в системе Амадеус, 0, '), например, в собственной системе авиакомпании.
- POINT OF TURNAROUND - пункт разворота - это самый удаленный географически пункт построения тарифа (между двумя тарифными компонентами) от начала Pricing Unit.
- PRICING UNIT (PU) - это маршрут или часть маршрута, которая может быть расчитана, как отдельная, самостоятельная единица и которую, соответственно, можно оформить на отдельном авиабилете.
- PTA - Prepaid Ticket Adviсe - уведомление о предварительной оплате за билет является уведомлением в соответствии с компьютерным сообщением или коммерческим телексом или почтой, о том что человек в одном городе (спонсор) запрашивает выписку перевозочных документов и оплачивает перевозку от имени другого человека (пассажира) в другом городе. Использование РТА разрешает выписку билета в пункте, отличном от пункта оплаты.
- PTC - Passenger Type Code - специальный код типа пассажира. Например:
CBBG для дополнительного места багажа в салоне.
CHD or CHILD сопровождаемый ребенок с местом.
COUR коммерческий курьер
DEPA сопровождаемый депортированный пассажир
(с эскортом)
DEPU несопровождаемый депортированный пассажир
DIPL дипломатический курьер
INF or INFANT сопровождаемый младенец
SP отметка, что пассажиру может потребоваться помощь из-за его недееспособности
STCR пассажир на носилках
UM несопровождаемый ребенок, после UM указывается полный возраст ребенка.
EXST дополнительное место для пассажира.
- REFUND - возврат денежных средств покупателю всего или частично использованного тарифа или оплаты за неиспользованную перевозку или обслуживание.
- RESERVATIONS BOOKING DESIGNATOR - код, применяемый в запросах на бронирование воздушной перевозки для того, чтобы определить салон обслуживания, для которого была создана бронь, т.е. код класса бронирования. Как правило, первая буква вида тарифа определяет код класса бронирования, однако существуют исключения.
- RESIDENT - человек, легально проживающий в определенной стране, но не являющийся гражданином этой страны.
- RESTRICTIONS - определенные ограничения, применяемые к тарифу, которые устанавливаются авиакомпанией и указываются в билете.
- ROUND TRIP - перевозка полностью по воздуху из одного пункта в другой и обратно в первоначальный пункт, состоящая только из двух тарифных компонентов, которые по своей величине равны друг другу.
- STANDBY PASSENGER - пассажир, который поднимется на борт самолета при условии наличия места во время вылета и только после посадки всех пассажиров, имеющих бронирования на такой рейс и всех пассажиров без бронирований, но оплачивающих тарифы отличные от резервных (standby) тарифов для взрослого пассажира.
- STOPOVER (для целей построения международных тарифов)
Стоповер имеет место, когда пассажир прибывает в промежуточный пункт и покидает его более, чем после 24-х часового пребывания в нём.
- SUNDAY RULE - обратная перевозка из пункта разворота не должна начинаться ранее 00:01 воскресенья, следующего за днем вылета из пункта начала перевозки.
- SURFACE SECTOR - участок между двумя промежуточными пунктами тарифного компонента, где перевозка выполняется на любом другом наземном транспорте.
- TRANSIT - данный термин является устаревшим и более не используется для целей построения тарифов. См. термин NON-STOPOVER POINT.
Однако, для сотрудников аэропортов это часто используемый термин, который четко описывает процедуры, происходящие в аэропортах.
Транзит - это остановка в промежуточном пункте на маршруте без смены номера рейса, которая не подпадает под определение стоповера.
Пример: ALA - BAK, а/к Im Air - транзитная остановка в TAS (на билете не отражена ).
- TRANSFER POINT - любой промежуточный пункт, в котором пассажир меняет рейс одного перевозчика на другой рейс этого же перевозчика (online transfer) или на рейс другого перевозчика (interline transfer) и который обязательно показан в билете. Например: TSE - IST - PAR, а/к Turkish Airlines.
Трансферный пункт - это любой промежуточный пункт внутри тарифного компонента, который может рассматриваться пунктом стоповера или пунктом не-стоповера.
Авиационное предприятие (перевозчик) — предприятие гражданской авиации, осуществляющее воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за установленную плату. Авиационными предприятиями являются управления, производственные объединения, объединенные авиаотряды, объединенные авиаэскадрильи, самостоятельные аэропорты гражданской авиации.
Автоматизированная система бронирования, АСБ (CRS) – автоматизированная система, которая обеспечивает размещение, хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах перевозчиков - участников системы и посредством которой с помощью агентов- абонентов может осуществляться бронирование авиатранспортных услуг, включая или исключая возможность автоматизированного оформления перевозочных и других (не перевозочных) документов. Примером АСБ является система «Амадеус».
Автоматизированная системаи билетооформления – система, включающая оборудование, программное обеспечение и процедуры, предназначенные для автоматизированного билетооформления на предназначенных для этих целей бланках перевозочных документов.
Авиационная распределительная система бронирования, АРС (GDS, ГРС) - это автоматизированная система, которая обеспечивает «нейтральное» отображение информации о расписании рейсов, наличии мест и тарифах авиаперевозчиков-участников системы, взаимодействует с инвенторными системами бронирования авиаперевозчиков и, посредством такого взаимодействия, обеспечивает бронирование авиатранспортных услуг для их потребителей через агентов-абонентов системы, включая или исключая возможности автоматизированного оформления бланков перевозочных и других (не перевозочных) документов.
Агентство – юридическое лицо, располагающее одним или несколькими пунктами продажи (офисами, 0, '), необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом для осуществления деятельности по бронированию и продаже воздушных перевозок.
Агентство авиакомпании – агентство, имеющие договор с конкретной авиакомпанией для осуществления бронирования и продажи воздушных перевозок на бланках указанной авиакомпании.
Аккредитованное агентство – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий или намеревающийся осуществлять деятельность по продаже авиаперевозок на стандартных бланках перевозочных документов, аккредитованный в соответствии с «Положением об аккредитации агентств по продаже воздушных перевозок на бланках».
Бронирование воздушной перевозки – процедура, при которой в АСБ производится подтверждение места (мест) для заявленной пассажиром(ами, 0, '), перевозки.
Внутренняя воздушная перевозка (ВВЛ) – воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.
Валидатор - идентификационный номер каждого пункта продажи агентства, проставляемый на бланках строгой отчетности с помощью билетопечатающего устройства и содержащий все реквизиты Агента в соответствии с рекомендациями IАТА.
Владелец бланка – юридическое лицо (перевозчик, 0, '), выпустившее от своего имени бланк авиабилета для оформления воздушных перевозок.
ЕТ, e-tkt, «Электронный билет» – документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке представлена в электронно- цифровой форме; электронно-цифровая запись в автоматизированной системе бронирования Перевозчика, содержащая информацию о пассажире, об оплате перевозки, полетную информацию. Пассажиру на руки выдается маршрутная квитанция.
Запись о пассажире(ах) в АСБ (Passenger Name Record, PNR) – уникальная электронная запись в АСБ с данными о пассажире (пассажирах, следующих вместе с одинаковыми условиями перевозки, 0, '), которая содержит необходимую информацию для осуществления операций оформления воздушных перевозок. Информация в PNR представлена в виде кодов.
Касса – специально оборудованное рабочее место, где непосредственно производится оформление воздушных перевозок подготовленным персоналом агентства.
Кассир (оператор, агент) – работник аккредитованного агентства по продаже воздушных перевозок, непосредственно осуществляющий процедуры бронирования и продажи воздушных перевозок.
Класс обслуживания – уровень комфорта и объема услуг, предлагаемых пассажиру на борту воздушного судна.
Класс бронирования – признак, используемый в АСБ или GDS для обозначения взаимосвязи выделенной квоты мест и группы тарифов соответствующего класса обслуживания.
Маршрут перевозки — указанные в билете (при перевозке груза в грузовой накладной) в определенной последовательности аэропорты (пункты) отправления, трансфера, остановки и назначения.
Маршрутная квитанция – бумажная версия электронного авиабилета. Не является документом, но содержит полную информацию о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки, аналогично бумажному билету. Является подтверждением оформленного ЕТ, может быть предъявлена, как документ, подтверждающий авиаперевозку, с приложенными посадочными талонами.
Международная воздушная перевозка (МВЛ) – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно, на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
Пассажир — лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки.
Предельный срок выкупа билета (Time-limit) - время, в течение которого кассир (оператор) агентства имеет право производить оформление билета. Оформление билета после истечения срока time-limit не разрешается.
Рейс — полет воздушного судна (по расписанию или вне расписания, 0, '), выполняемый в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута.
Сбор за услуги (таксы / tax) — плата, устанавливаемая перевозчиком или другими компетентными органами за специальное или дополнительное обслуживание, связанное с воздушной перевозкой.
Тариф — сумма, утвержденная в установленном порядке и взимаемая перевозчиком за перевозку пассажира, либо перевозку единицы массы или объема багажа, груза, почты.
IATA International Air Transport Association – международная Ассоциация Воздушного транспорт.
BSP Bank Settlement Plan - Разработанные и внедренные различными странами процедуры для формирования отчетов / сохранения данных о продаже нейтральных бланков билетов.
INTERLINE – соглашение между авиакомпаниями о признание перевозочных документов, т.е. когда на бланке одной авиакомпании разрешено оформление перевозки на рейсе другой авиакомпании.
CODE SHARE – соглашение между двумя и более перевозчиками о совместной эксплуатации рейсов, при этом каждая из авиакомпаний-партнеров использует свои собственные номер рейса, бланки билетов, тарифы и т.п., хотя фактически рейс выполняется только одним из перевозчиков.
МСО Miscellaneous Charge Order - стандартный бумажный бланк строгой отчетности ордера разных сборов. В основном используется для оформления штрафов за возврат и обмен билетов.
РТА Prepaid Ticket Advance - Заранее оплаченный билет: возможность покупки билета, когда билет покупается в одном городе, но пассажир получает его на руки в другом городе. В связи с внедрением e-tkt РТА в настоящее время практически не используется.
V-MPD - в BSP не используются MCO. Во всех случаях, когда необходима выписка МСО, должен выписываться v-MPD. Электронные документы многоцелевого назначения v-MPD предназначены для фиксирования в отчете о продажах факта оплаты за PTA, штрафов и сборов, предоплаты за групповые перевозки и так далее.