Как оформить перелет лоукост авиакомпанией по технологии Light Ticketing
1. Создание бронирования
1) нейтральный экран наличия мест
Экран наличия мест может быть вызван стандартной командой AN
2) фактическое наличие мест и размер тарифов
Используя нейтральный экран AN, рекомендуется (но не всегда обязательно) вызывать экран фактического наличия мест на рейсе, где дополнительно представлены размеры тарифов, в зависимости от класса бронирования, с помощью команды:
ACW2/B1
где:
2 - номер варианта перелета с нейтрального экрана наличия мест (AN),
1 - количество необходимых мест для бронирования.
Этот экран может быть вызван напрямую, с помощью команды:
AWU215SEPDMELGW/B1
где:
U2 - код авиакомпании,
DME и LGW - коды аэропортов (не городов),
1 - количество мест
3) правила тарифа
Важно!!! Узнать размер и правила тарифа стандартной командой FQD - невозможно! Размер тарифа доступен только на экране AW, правила тарифа - только на экране FLC (и на сайте авиакомпании).
Дополнительно, с экрана AW можно вызвать краткую информацию о правилах тарифа в выбранном классе с помощью команды:
FLC1/W
где:
1 - номер варианта перелета с экрана AW,
W - выбранный класс бронирования
4) бронирование мест
Бронирование мест выполняется стандартной командой SS как с нейтрального экрана AN, так и с экрана AW:
SS1Y1
где:
1 - номер варианта перелета с экрана AN или AW,
Y - выбранный класс бронирования
Примечание: сегмент будет добавлен в бронирование со статусом NN (фактически, никакого удержания места не будет)
Существуют ограничения при бронировании мест:
- обычно, в одном PNR должны присутствовать рейсы только одной авиакомпании,
- могут быть запрещены сегменты с разными классами бронирования в одном PNR (см. на информационных страницах GGAIRxx, где xx - код авиакомпании),
- невозможны групповые PNR
5) паспортные данные
В зависимости от требований авиакомпании, на некоторых направлениях может требоваться ввод паспортных данных с помощью стандартного элемента SR DOCS (перечень направлений см. на информационных страницах GGAIRxx, где xx - код авиакомпании), например:
SRDOCS-P-GBR-12345678-GBR-01JAN50-M-01JAN15-JOHNSON-BORIS-H
Примечание: более подробно - см. в решении SR DOCS/DOCO/DOCA: Форматы передачи данных о пассажире
6) программа лояльности
Для ввода номера карты частолетающего пассажира используется стандартная команда:
FFNU2-1234567
где:
U2 - код авиакомпании, которая выдала карту,
1234567 - номер карты частолетающего пассажира
A) место в салоне самолета
Для выбора места в салоне самолета удобнее всего пользоваться картой мест, которая вызывается командой:
SM2
где 2 - номер сегмента
Примечание: более подробно - см. в решении Как выбрать место в салоне самолета [SM]
B) багаж
Для бронирования услуги перевозки багажа используется команда SR с указанием кода услуги (обычно, XBAG):
SRXBAG/S2
где:
XBAG - код услуги,
2 - номер сегмента (рекомендуется всегда указывать)
8) форма оплаты
Важно!!! Без этого элемента невозможно сохранить бронирование (см. ниже)
Стандартной формой оплаты является банковская карта клиента, ввод реквизитов карты выполняется командой:
FPCCVI4000000000000002/1215*CV123/HBORIS JOHNSON
где:
CC - код типа карты (CC - кредитная карта, DC - дебетовая карта, EC - Visa Electron),
VI - код платежной системы (VI - Visa/Visa Electron, ME - Maestro, CA - MasterCard, AX - American Express),
400..02 - номер банковской карты,
1215 - срок действия,
CV123 - номер CVV (на обратной стороне карты Visa или MasterCard, на лицевой - для American Express),
BORIS JOHNSON - владелец карты (необязательно)
Примечание: у некоторых авиакомпаний коды типа карты/платежной системы могут отличаться от перечисленных выше (например, у авиакомпании FR для Visa Electron используется код DCVE) - уточняйте на страницах авиакомпании GGAIRxx (где xx - код авиакомпании)
Важно!!! Без этого элемента невозможно сохранить бронирование (см. ниже)
Т.к. авиакомпании используют безбилетную технологию, подтверждение о бронировании и оплате высылается на указанный адрес электронной почты:
APE-mail@mail.ru
Примечание: используется только один (первый введенный) элемент APE для связи с пассажиром
Также, предусмотрен отдельный формат ввода адреса электронной почты для авиакомпаний, поддерживающих технологию Light Ticketing:
APE-LCC*mail@mail.ru
Примечание: более подробно - см. в решении Amadeus PNR: Новый формат APE при работе с бронированием рейсов бюджетных перевозчиков
10) номер мобильного телефона
Некоторые авиакомпании могут рекомендовать агентам указывать номер мобильного телефона пассажира для оперативного информирования (через SMS) об изменениях:
APM-79123456789
11) тайм-лимит
Т.к. фактическое бронирование мест происходит лишь в момент оформления (см. п. 5), бессмысленно создавать предварительное бронирование (с намерением выполнить продажу позднее). Поэтому, рекомендуется сразу устанавливать в элементе TK статус OK:
TKOK
12) сохранение
Уже после ввода стандартных обязательных элементов (NM, SS, AP и TK), бронирование может быть сохранено с помощью стандартной команды:
ER
Важно!!! При сохранении PNR никакого запроса/подтверждения мест и услуг не происходит, команда сохранения позволяет лишь сохранить ранее введенные данные, фактическое бронирование выполняется только в момент оформления (см. п. 5).
Примечание: сохранять изменения командой ER можно неограниченное количество раз (как и при стандартной технологии работы), но всегда нужно помнить, что реальное бронирование мест и подтверждение услуг при этом не происходит.
2. Расчет стоимости перелета
1) расчет
Для расчета стоимости перелета и создания маски TST используется стандартная команда:
FXP/R,FC-EUR
где EUR - код валюты расчета (рекомендуется указывать, т.к. по умолчанию расчет выполняется в валюте страны начала перевозки)
Примечание: смотри также диагностику проблем (п. 6)
Примечание: в расчет будет включен сбор за оплату банковской картой (если он предусмотрен авиакомпанией), см. также в п. 4 - расчет стоимости доп. услуг и сборов.
Для предварительного расчета может быть использована команда FXX (без создания маски TST).
2) просмотр
Для просмотра созданной маски TST используется стандартная команда:
TQT
Если авиакомпания взимает сбор за оплату банковской картой, то, дополнительно (при расчете), в бронирование будет автоматически добавлен элемент SVC с кодом CCCH.
В этом случае, при расчете стоимости перелета автоматически будет создана маска TSM с расчетом дополнительного сбора. Далее, при бронировании дополнительных услуг, необходимо будет пересчитать размер этого сбора с учетом стоимости дополнительных услуг (см. п. 4)
3. Бронирование дополнительных услуг
Т.к. политика низкобюджетных перевозчиков обычно не предусматривает включение дополнительных услуг (багаж, питание и др.) в стоимость билета, то весьма частно встречается желание пассажира оформить вместе с перевозкой и дополнительные услуги. Услуги можно бронировать вручную (см. п. 1), но гораздо удобнее и быстрее (кроме выбора места в салоне) делать это после расчета стоимости перелета (см. п. 2) с помощью каталога дополнительных услуг (Ancillary Services).
Для вызова каталога используется стандартная команда:
FXK/R,FC-EUR
где EUR - код валюты (рекомендуется указывать, т.к. по умолчанию расчет выполняется в валюте страны начала перевозки)
Примечание: более подробно о работе с каталогом дополнительных услуг - см. в решении Каталог дополнительных услуг AAS [FXK]
Для бронирования выбранной услуги из каталога используется стандартная команда:
FWK6/S3
где:
6 - номер услуги в списке,
3 - номера сегментов, на которые запрашивается услуга (обратите внимание, что после FXP перед сегментами в бронировании добавился элемент SVC)
Примечание: более подробно о бронировании услуг из каталога - см. в решении Бронирование и автоматический расчет из каталога дополнительных услуг [FWK]
Каталог дополнительных услуг также доступен и в графическом виде - более подробно о выборе режима просмотра каталога (командный/графический) см. в решении Как отключить графические маски на терминале ASP [GUI]
Примечание: подтверждение запросов SSR (также как и самого перелета) будет выполнено только в момент оформления (см. п. 5)4. Расчет стоимости дополнительных услуг и сборов
1) расчет
Для расчета стоимости дополнительных услуг/сборов и создания масок TSM используется стандартная команда (опция /ALL позволяет пересчитать все услуги и сборы, даже если они уже были рассчитаны ранее, в т.ч. и сбор за оплату картой, размер которого может измениться после добавления дополнительных услуг):
FXG/ALL
где /ALL - опция, которая позволяет рассчитать стоимость всех услуг и сборов, даже если они уже были рассчитаны ранее (рекомендуется всегда использовать)
Примечание: смотри также диагностику проблем (п. 6)
Кроме забронированных дополнительных услуг будет сделан перерасчет сбора за оплату банковской картой (если он предусмотрен авиакомпанией) с учетом оплаты доп. услуг (см. также расчет стоимости перелета в п. 2).
Примечание: для предварительного расчета может быть использована команда FXH (без создания маски TSM)
2) просмотр
Для просмотра списка созданных масок TSM используется команда:
TQM
Для вызова нужной маски TSM на экран укажите ее номер (первый столбец в списке - см. пример выше) в команде:
TQM/M2
где 2 - номер нужной маски
5. Оформление
1) ввод команды
После расчета стоимости перелета (см. п. 2) и дополнительных услуг/сборов (см. п. 4) необходимо оформить псевдобилеты и псевдоEMD командой:
TTP/TTM/RT
Примечание: смотри также диагностику проблем (п. 6)
Важно!!! Именно при вводе команды TTP и происходит фактическое бронирование мест и подтверждение дополнительных услуг.
2) просмотр результатов
При успешном оформлении будут выполнены следующие действия:
- оплата по указанной банковской карте стоимости перелета и всех дополнительных услуг/сборов,
- подтверждение мест и дополнительных услуг,
- добавление номеров псевдобилетов и псевдоEMD в бронирование,
- отправка подтверждения на указанный в элементе APE адрес,
- печать агентского и аудит купона, пассажирской квитанции, а также CCCF (слипа по оплате банковской картой) на принтере агентства,
- генерация A.I.R файла для учетной системы агентства,
- добавление оформленных документов в отчет о продажах TJQ
Примечание: в элементах FA используются индикаторы LT (Light Ticketing), номер псевдобилета всегда начинается с 240.., номер псевдоEMD всегда начинается с 820..
3) документы
Т.к. для оформления используются виртуальные формы документов (псевдобилет и псевдоEMD), их невозможно вызвать на экран или увидеть статусы (использован/неиспользован), невозможно выпустить маршрут-квитанцию. При успешном оформлении пассажиру будет выслано подтверждение на ранее указанный email адрес (в элементе APE).
Примечание: обратите внимание, в подтверждении не будет номеров документов, т.к. авиакомпания использует безбилетную технологию (ticketless), псевдобилеты и псевдоEMD генерируются только внутри системы (не авиакомпанией) для удобства учета продаж самим агентством.
Так как подтверждение высылается только на один адрес электронной почты, указанный в элементе APE (см. п. 1), то, при необходимости, можно отправить на адрес пассажира (или агентства) стандартную информацию о маршруте, используя команды:
- ввод дополнительных ремарок (стоимость, сервисный сбор, реклок авиакомпании и др):
RII EASYJET BOOKING: ELM2X2Z
RII ** TOTAL EUR124.53 **
RII ** SERVICE FEE RUB500 **
где:
EASYJET BOOKING: ELM2X2Z - свободный текст (реклок авиакомпании),
** TOTAL EUR124.53 ** - свободный текст (стоимость перелета со всеми услугами и сборами),
** SERVICE FEE RUB500 ** - свободный текст (сервисный сбор агентства)
- сохранение ремарок в бронировании:
ER
- отправка информации о маршруте на электронную почту:
IEPJ-EML-BJOHNSON@MAIL.RU
где BJOHNSON@MAIL.RU - адрес электронной почты
4) отчет
Для удобства агентов формируется отчет о продаже, который можно увидеть с помощью команды:
TJQ/T-U2/C-EUR
где:
U2 - код авиакомпании,
EUR - код валюты расчета стоимости перелета и услуг/сборов
Примечание: в отчете используются следующие обозначения: TKTT - псевдобилет, EMDS - псевдоEMD на доп. сбор, EMDA - псевдоEMD на доп. услугу
5) номер бронирования в системе авиакомпании
Дополнительно можно проверить номер бронирования в системе авиакомпании с помощью команды:
RL
Примечание: этот номер может понадобиться при обращении в офис или на сайт авиакомпании
Оформление перевозки и дополнительных услуг/сборов по технологии Light Ticketing - завершено.
6. Диагностика проблем
При оформлении перелета по технологии Light Ticketing могут возвращаться следующие ошибки:
TSM NEEDED FOR ALL CHARGEABLE SERVICES
xx RJT: TOTAL AMOUNT MISMATCH – PLEASE REPRICE
xx RJT: CC FEE AMOUNT MISMATCH – PLEASE REPRICE WITH FXG/ALL
xx: UNABLE TO PROCESS - TIMEOUT
xx: REPEAT ENTRY TO GET PAYMENT STATUS
xx: IS PENDING CONFIRMATION REPLY
LIGHT TICKETING DISALLOWED FOR LOCATION
Примечание: нажмите на текст нужной ошибки для перехода к описанию причин ее возникновения и возможных способов решения