список авиабилетов по всему миру

«Пирог» для авиаторов

С сентября для украинских авиационной и туристической отраслей произошла на самом деле историческое событие: в этот день в аэропорту «Борисполь» осуществила первый коммерческий рейс крупнейшая европейская авиакомпания - ирландский лоукостер Ryanair. Лирохвосты Boeing 737-800 прибыл из берлинского аэропорта «Шьонефельд» и привез в украинскую столицу почти 180 пассажиров. В обратную сторону лайнер отправился со 100-процентной загрузкой.
Таким образом, длительная эпопея с приходом Ryanair, которая началась еще в далеком 2011 года (тогдашний министр транспорта и связи Украины Борис Колесников вел с ирландским перевозчиком переговоры о запуске в Украине регулярных рейсов под Евро-2012), Успешно завершилась: ожидаемый лоукостер в нашу страну таки прибыл.
За несколько дней до того, 30 августа, в Киев приехал один из топ-менеджеров другой авиакомпании-лоукостера, которая уже 10 лет осуществляет в нашу страну рейсы. Речь идет, разумеется, о венгерской Wizz Air, исполнительный вице-президент и заместитель генерального директора которой Стивен Джонс объявил об очередном расширении маршрутной сети авиакомпании из Киева (+3 рейсы в начале марта следующего года) и Львова (2 рейса). Кроме того, увеличивается частотность на маршруте Киев - Лиссабон (с 2 до 3 рейсов в неделю) и количество самолетов на базе в столичном аэропорту «Жуляны» - с 3 до 4.
На фоне этих двух событий почти незамеченной прошла новость о том, что еще одна бюджетная авиакомпания, увеличила количество рейсов в Украину: турецкий лоукостер Onur Air уже в сентябре увеличил частотность полетов между Стамбулом и Одессой до 7 частот.

РОСТ ИЛИ СТАБИЛЬНОСТЬ?

Чем же привлекательно украинское небо для иностранных лоу-костер? Ответ на это элементарная, ее озвучил на церемонии встречи первого рейса Ryanair главный лоббист этой авиакомпании в нашем государстве - министр инфраструктуры Владимир Емельян. По его словам, в то время, как в среднем в мире рост пассажирских авиаперевозок составляет около 5%, в Европе - до 8%, в то время в Украине этот показатель третий год подряд составляет 25-30%. Неудивительно, что в нынешних условиях украинское небо стало для иностранных авиакомпаний, в том числе лоу-костер, своеобразным лакомым куском пирога, где можно неплохо заработать.
Здесь, однако, следует понимать, что этот успех не является постоянным: в ситуации, когда рынок растет, лоукостеры (по крайней мере, более-шесть из них) приходят быстро и охотно, однако в случае каких-то локальных или глобальных (вспомним 2014) событий негативного характера без сантиментов закрывают линии или вообще покидают рынок. А в том, что украинский рынок является нестабильным, сомневаться как-то не приходится: на него влияют как внешнеполитические и внешнеэкономические факторы (например, обострение на линии фронта или решения о предоставлении / непредоставлении очередного транша глобальной займа от МВФ), так и обычные сплетни на уровне «измена - победа». Такие явления характерны для обществ с низким уровнем экономической грамотности, к которому, к сожалению, относится и украинском. Приведем пример: в тот же день, когда в Украину пришел долгожданный Ryanair, в социальных сетях начали распространяться сообщения на тему «предательства»: мол, цены на билеты у этого перевозчика вовсе не лоукостерни ... Поскольку судьба активных путешественников в украинском обществе сравнительно невелика (по оценкам экспертов, регулярно летают 2-3% граждан Украины), а с другой стороны, подавляющее большинство этих активных путешественников являются активными же пользователями интернета и социальных сетей, понятно, что подобные «вброс» могут существенно повлиять на настроения потребителей, то есть авиапассажиров. Вспомним хотя бы откровенно негативные фейсбук-посты, направленные против отечественного авиационного флагмана - авиакомпании МАУ Эти сообщения откровенно скандальный характер регулярно появляются в сети и набирают тысячи, а иногда и десятки тысяч, просмотров и комментариев (преимущественно негативных в адрес объекта буллинг ). Такие «вброс» носят все признаки скоординированной информационной агрессии ". Поэтому не исключено, что их организаторы по каким-то причинам решат «взяться» за Ryanair - например, когда окажется, что в большинстве случаев билеты на один и тот же маршрут в ирландского перевозчика является дороже контент от его украинского коллеги. А мы уже указывали, что украинский рынок является крайне чувствительным к таким явлениям ...


В этом разделе речь идет, конечно, не о сторонниках музыки в стиле рэп: реперными точками в точных науках называются значения определенных величин, совокупность которых дает возможность судить о состоянии всей системы в целом. Итак, приход в Украину таких именитых лоу-костер, как Ryanair, а в дальнейшей перспективе, надеемся, и Norwegian, easyJet и подобные авиакомпании - это, конечно, очень хорошо для имиджа нашего государства на мировой арене. Однако наличие таких авиакомпаний отнюдь не свидетельствует о стабильности авиационной отрасли и необратимость изменений в ней. По нашему глубокому убеждению, надежным индикатором стабильности, а значит и надежности рынка, является наличие на нем авиакомпаний стран Скандинавского полуострова. В нашем случае это датско-шведско-норвежская SAS и финская Finnair. Первый из этих перевозчиков в Украине никогда не летал, а второй совершал рейсы в Киев в первые годы нашей независимости, но ушел из украинского неба осенью 1995 года и больше не возвращался. Это, конечно, не лоукостеры, однако наличие таких авиакомпаний в небе той или иной страны дорого стоит. Итак, надеемся, что среди трех авиакомпаний, которые, по информации генерального директора «Борисполя» Павла Рябикина, проявляют желание зайти в главной украинской воздушных ворот уже в этом году, есть и кто-то из скандинавов. Та же Finnair, например ...