список авиабилетов по всему миру

Qatar Airways заинтересована в полетах во Львов

Qatar Airways заинтересована в полетах во Львов

В начале марта закончился визит в Украину делегации руководства катарской авиакомпании Qatar Airways, которая, кроме всего прочего, посетила Львов. Согласно сообщению директора международного аэропорта «Львов» имени Даниила Галицкого Татьяны Романовской, Qatar Airways заинтересована в полетах во Львов в рамках так называемой «пятой свободы», то есть с возможностью осуществлять перевозки со Львова в третьи страны. В частности, в Евросоюз. С этой целью катарский авиаперевозчик ведет переговоры с Госавиаслужбой Украины, которая может предоставить авиакомпании такое право. А может, соответственно, и не предоставить. В связи с этим попробуем разобраться, кому и для чего нужна «пятая свобода» от украинских авиационных властей для авиакомпании из Персидского залива.

QATAR AIRWAYS

Катарский авиаперевозчик выступил инициатором сотрудничества в таком ключе, поэтому вполне разумным является предположение, что «пятая свобода» выгодна именно ему. И большой тайны здесь нет: Евросоюз пока ограничивает экспансию авиакомпаний из-за его пределов, рассматривая ее как внеконкурентных. В первую очередь это касается перевозчиков из региона Персидского залива: для европейских (и не только) авиационных властей есть основания полагать, что некоторые арабские шейхи / султаны / короли дотируют свои авиакомпании для повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Поэтому получить дополнительные частоты / слоты для «чужой» авиакомпании в европейских аэропортов - задача совсем непростая.
А при чем здесь Украина? Автор не является специалистом в европейском авиационном праве, однако есть основания считать, что, договорившись с Украиной о «пятой свободу», получить дополнительные частоты в Европу уже из украинских аэропортов (из того же Львова, например), будет ощутимо легче. Хотя сразу же возникает другой вопрос: предполагает «пятую свободу» украинское законодательство? Некоторые опрошенные авто¬ром эксперты, просили не называть их имен, утверждают, что в свое время «пятая свобода» действовала в аэропортах Донецка и Симферополя, однако на уточняющий вопрос автора, воспользовался кто-то из иностранных перевозчиков этим режимом, вспомнить так и не смогли. Так же не смогли они назвать положения нормативно-правовой базы, которые легализовали (даже по тем временам) подобный режим. Еще один эксперт, который также решил остаться анонимным, сообщил, что с помощью «пятой свободы» под Евро-2012 в Украине (в частности, в Донецк) пытались привлечь китайские авиакомпании, которые проявляли интерес к полетам в наше государство, однако проект реализовано не было.

АЭРОПОРТ «ЛЬВОВ»

Эта современная воздушная гавань на западе Украины по факту является сильно недогруженной: по данным британского исследовательского центра Flight Global, в течение 2018 он предоставил услуги 1600000. Пассажирам. Для сравнения, такой же р2р аэропорт Кракова обслужил в прошлом году более 6770000. Пассажиров и отправил 49657 рейсов, а аэропорт Вроцлава - 3297000. Пассажиров и, вид¬повидно, 26915 рейсов (данные ACI Europe). Как Львов, так и Краков и Вроцлав являются типичными р2р аэропортами, хабов перевозки через ни один из них не осуществляются, зато все три города являются мощными туристическими центрами, поэтому привлекают значительный туристический поток. Итак, попытки руководства львовского аэропорта получить дополнительных перевозчиков, а затем и дополнительный трафик, вполне понятно. В частности, директор аэропорта, который носит имя единственного в украинской истории короля Даниила Галицкого, неоднократно подчеркивала свое желание запустить из Львова прямые трансатлантические авиарейсы. Ведь такие рейсы осуществляются из соседних аэропортов - того же Кракова и Жешова, и даже Будапешта. Из всех этих аэропортов через океан летает польская авиакомпания LOT, которая, кстати, выражала намерение осуществлять трансатлантические перевозки и из Львова, однако такие перевозки не предусмотрены межправительственными соглашениями между Украиной и США и Канадой.
Однако не забывайте, что недавно между Украиной и США действует соглашение о «Свободное небо». Поэтому в случае заинтересованности Qatar Airways всерьез прийти во Львов, перевозчик из Персидского Залива вполне может учредить в Украине свою «дочку» и летать под украинским кодами уже в США.
Конечно, это только наши предположения. Между тем представители Qatar Airways сохраняют молчание о ходе переговорного процесса, не удивляет: в мировой практике ход таких переговоров озвучивать не принято. Что касается руководителя львовского аэропорта госпожа Романовской, то она была откровенной, сообщив, что «40-50% работы по открытию рейса (Qatar Airways из Дохи во Львов - Ред.) Уже сделано, однако еще надо как следует поработать над принятием окончательного решения ». Учитывая, что, по словам директора, катарский перевозчик не открывает новых рейсов с частотой менее 4 отправлений в неделю, к тому же load factor этих рейсов должен быть не менее 70%, работы действительно осталось немало: сейчас такую ​​интенсивность движения между Львовом и Катаром представить себе трудно, даже с учетом маршрутной сети Qatar Airways с Дохи. Ведь аэропорты Варшавского авиаузла, которым в большинстве предпочитают жители западных областей Украины, никуда не денутся ...

КТО В проигрыше?

Кроме того, госпожа Романовская сообщила, что «участники делегации ... отметили, что будут продолжать переговоры с Госавиаслужбой и просили нашего содействие в получении разрешения на полеты из Украины в другие страны для обеспечения загрузки именно данного маршрута в / из Львова». Директор львовского аэропорта не уточнила, будет предоставлять она как руководитель заинтересованной воздушной гавани такое содействие иностранному авиаперевозчику, и в чем может заключаться такое содействие. Однако даже такие слова из уст государственного служащего, призванного защищать прежде интересы Украины, слышать странно. Тем более, что интересы как раз Украина, в том числе и ее авиационной отрасли, в варианте сотрудничества с «пятой свободой» как-то не просматриваются ... Почему - расскажем чуть дальше.
Но представим себе, что «пятая свобода» во Львове таки реализуется. Кто окажется в проигрыше? Вряд ли это МАУ: отечественный флагман ориентирован на осуществление перелетов через свой хаб в столичном аэропорту «Борисполь», и судьба рейсов, а затем и пассажиропотока, непосредственно из Львова, сравнительно небольшой. Так, на летний сезон МАУ отправлять из Львова 4 рейса в Южную Европу, в частности, в Испанию и Италию. Это, соответственно, Мадрид (с 6 апреля), Рим (с 31 марта), Барселона (с 14 июля) и Болонья (с 1 апреля). Другое дело, если каким-то образом, пользуясь «пятой свободой», Qatar Airways начнет осуществлять из Львова трансатлантические перевозки: тогда эта схема как следует «подрезает крылья» не только МАУ, но и польском LOTови. Другое дело, в рамках нынешнего украинского законодательства и действующих международных соглашений такая схема невозможна по определению.

Состоится катарского «ДОЧЬ»?

Впрочем, все ограничения, связанные с «пятой свободой», Qatar Airways может легко обойти, если зарегистрирует в Украине свою «дочку». Тогда, уже под украинским кодами, Qatar Airways Ukraine сможет беспрепятственно летать из Львова (и из Киева) в США в рамках соглашения о «свободное небо», оперировать на многочисленных европейских направлениях, с которыми у Украины авиасообщение уже либерализован, а в случае приобретения в силу САП и с Евросоюзом - беспрепятственно (почти) летать в самых привлекательных аэропортов ЕС. Подобным образом вела свой бизнес в Украине отечественная «дочка» турецкой авиакомпании Atlasjet. А такой сценарий вполне вероятным: ведь для катарского эмира, который входит в топ-10 самых богатых правителей мира, расходы на регистрацию и запуск авиакомпании в третьей стране не имеют никакого значения. Поэтому такое решение, скорее всего, будет приниматься благодаря другим, внеэкономическим, причинам.
Но в таком случае наступит время беспокоиться как отечественным, так и европейским авиаперевозчикам. Ведь Qatar Airways имеет практически неограниченные финансовые ресурсы, также в течение многих лет демонстрирует высокие показатели безопасности полетов и качества сервиса. Например, австралийский AirlineRaitings.com по результатам 2018 приговорил катарской авиакомпании высший балл - по 7 звезд- в этих двух категориях. Поэтому с помощью различных маркетинговых инструментов, а также элементарного демпинга, украинская «дочка» Qatar Airways легко перетянет к себе большую часть пассажиропотоков из / в Украину на интересных для нее направлениях.
Впрочем, по словам госпожи Романовской речь идет именно о «пятой свободу», и именно для Львова. А не об украинском «дочку» катарской авиакомпании ". Почему так, большим секретом не является: на самом деле Qatar Airways в Украине интересует Киев, а не Львов. Так же, как китайских перевозчиков в свое время не заинтересовал Донецк. Если же будет реализован сценарий «дочки», катарская авиакомпания тут же забудет о столице Галичины и начнет летать под украинским кодами из «Борисполя».

Пиррова победа?

Представим себе, что какой-то из изложенных сценариев реализуется, причем в ближайшее время. Каковы будут последствия для украинской авиационной отрасли? Из положительных - на отечественном рынке расширит свое присутствие авиакомпания из мирового топ-э-Шелони. А вот с отрицательных. Расширение присутствия катаров в нашем небе может негативно повлиять на переговорный процесс по «Открытого неба» с Евросоюзом. Сейчас он заблокирован по другим причинам, однако многие эксперты надеется на его разблокирования в результате Brexit, когда проблема Гибралтара потеряет актуальность. Но вместо «гибралтарской» проблемы мы сможем получить «катарское тормоз». Возможны и осложнения с США - ведь FAA, давая «добро» на «открытое небо» с Украиной, отнюдь не предусматривала участия кого-то из третьей страны вроде Катара. Если это можно назвать победой, разве что пирровой ...