список авиабилетов по всему миру

Электронный билет в системе координат бухгалтера

Бурное развитие научно - технического прогресса находит свое отражение в различных областях, в том числе и в сфере учета.  Многие издания внимательно отслеживают все процессы, которые происходят в данном направлении, публикуя наиболее актуальные материалы о новых объектах учета, которые появились в последние годы.  К числу таковых, несомненно, можно отнести и электронные авиабилеты, которые появились относительно недавно.  Они заслуживают того, чтобы заострить внимание на главных особенностях их учета в хозяйственной деятельности.

Зачем это нужно?

На сегодняшний момент появление электронных авиабилетов является одним из этапов планомерного развития гражданской авиации. К их введению многих авиаперевозчиков подтолкнуло то, что использование авиабилетов существенно сокращает издержки авиакомпании. Это относится к компаниям, которые состоят в ІАТА – международной ассоциации воздушного транспорта. Именно она и стала инициатором введения электронных авиабилетов, поскольку подавляющая часть её членов осуществляет 90% всех международных авиаперевозок.

Какие же преимущества от этого нововведения получают пассажиры и сами авиаперевозчики?  Согласно данным ІАТА, благодаря переходу на электронную форму оформления авиабилетов, можно сэкономить более 3 млрд долл. США ежегодно.  Однако это лишь финансовая сторона вопроса. А помимо неё есть и другие положительные моменты:

- экологический эффект, который выражается в сохранении значительных площадей лесов;

- электронный билет трудно потерять. При этом, если вы потеряли бумажный авиабилет, то за его восстановление придется платить достаточно большой денежный штраф;

- при необходимости в электронный билет можно вносить изменения;

- приобрести электронный билет можно для пассажира вне зависимости оттого, в какой стране мира он находится.  Вам не потребуется передавать ему электронный бланк. Посадка на борт самолета производится на основании документа, удостоверяющего личность, в качестве которого обычно выступает паспорт, а также номера приобретенного авиабилета.

- введение электронных авиабилетов делает процедуру регистрации на рейс простой и удобной. Во многих аэропортах появились специальные терминалы самообслуживания, благодаря которым пассажиры смогут получать посадочные талоны без участия сотрудников авиакомпании.

Естественно, что использование электронной формы авиабилетов возможно лишь при  соответствующем техническом обеспечении, специальной подготовки персонала как в самих авиакомпаниях и представляющих их агентствах, так и аэропортах.  Решение данных задач создаст отличные условия для активного использования авиабилетов, не только на рейсах внутри страны, но и за её пределами. В этом случае ключевую роль приобретает задача компьютерных баз данных и сетей от разного рода сбоев, а также несанкционированного доступа к ним посторонних лиц. Это основные недостатки, которые имеет система электронного оформления авиабилетов.

Форма электронного билета

Так что же представляет собой электронный авиабилет? В соответствии с разделом 3 Правил № 187 «электронным билетом называется документ, который включает распечатку маршрута, электронные купоны, а также при необходимости и документ для посадки». В данном разделе также присутствуют определения электронного купона и распечатки маршрута.

Так, согласно ему, электронным купоном можно считать «часть электронного авиабилета, основное использование которого перевозка на определенном рейсе.  Электронным купоном может являться и какой-либо другой документ, заменяющий его, хранение которого осуществляются в базе данных системы бронирования перевозчика». Под распечаткой маршрута понимается  «документ, который пассажир, совершающий путешествие по электронному авиабилету, получает от авиаперевозчика. В нем содержатся фамилия пассажира, а также информация о рейсе и уведомление». Документом для посадки называется посадочный талон, который выдается пассажиру в ходе процедуры регистрации.

Однако такие формулировки понятны далеко не всем. Поэтому стоит изложить сущность электронного авиабилета более понятным языком. Ранее, когда были распространенны только бумажные авиабилеты, после совершения процедуры бронирования авиабилета онлайн и последующей оплаты вся наиболее важная информация, такая как данные о пассажире, маршруте, а также стоимости перелета отражалась в билете, который оформлялся на бумажном носителе. В случае с электронным авиабилетом ситуация несколько иная. Вся информация хранится в компьютерной базе данных компании-авиаперевозчика. Право на перевозку пассажир подтверждает, предъявляя распечатку маршрута, которую ему выдает или сама авиакомпания, или представляющее её агентство. Распечатка данного документа в большинстве случаев производится на бумажном носителе. Для посадки в самолет пассажиру необходимо предъявить паспорт и номер авиабилета, который указан в распечатке маршрута. Доказательством осуществления перевозки выступает посадочный талон, который остается у пассажира и по прилету в конечную точку маршрута.

Вообще-то при посадке на рейс достаточным будет, если пассажир просто предъявит паспорт, а также назовет номер билета. Однако в реальности иногда возникают такие ситуации, при которых иметь при себе распечатку маршрута будет не лишним. Получить её пассажир может, если совершает покупку билета у авиакомпании или в офисе её агента или на глобальных серверах (www.checkmytrip.com или www.viewtrip.com).

Во-первых, для того, чтобы получить визу или пройти простую процедуру паспортного контроля, в некоторых странах требуют предъявление обратного билета. Именно в распечатке маршрута и присутствует информация о нем.

Во-вторых, не нужно забывать, что в работе компьютерных систем довольно часто происходят сбои. В этом случае наличие у вас на руках распечатки маршрута является гарантией того, что вы получите транспортную услугу. Помимо этого согласно пп.6.1.3 Правил № 187 у пассажира нет права на авиаперелет, «если он не может подтвердить то, что авиабилет в электронной форме был надлежащим образом предоставлен» ему.

Статус основного языка, который применяется в электронных системах расчетов, используемых членами ІАТА, принадлежит английскому. В качестве примера можно привести приложение 1, где представлена распечатка маршрута электронного билета рейса Киев — Москва.

Как видно, в данной распечатке присутствует вся необходимая информация. Однако нам более интересна форма оплаты и стоимость авиабилета. Если бронирование авиабилета и его последующая оплата произошла с использованием платежной карточки, тогда покупатель на свой электронный адрес должен получить файл, подтверждающий приобретение авиабилета. В этом случае, распечатку данного документа пассажир осуществляет самостоятельно.

Ряд агентств, которые занимаются продажей авиабилетов, производят их распечатку сами, используя для этого разработанный самим агентством фирменный бланк. Но в этом случае, у пассажира отсутствуют какие-либо дополнительные гарантии и преимущества. Кроме того, в самой авиакомпании такой документ не может рассматриваться в качестве документа, обязывающего оказать транспортную услугу.  Для авиакомпании ключевое значение имеет присутствие электронного купона в базе данных. Поэтому особой роли не играет, предъявил пассажир распечатку маршрута, выполненную на особом бланке, или в качестве обычного носителя использовался обычный лист бумаги. Таким образом, использование специального бланка – это только дополнительные расходы, поэтому многие авиакомпании их не используют.

Электронный билет в системе координат бухгалтера

Но не у всех появление электронных авиабилетов вызвало лишь положительные эмоции. С их введением учетные службы многих предприятий получили еще одну проблему, поскольку стало не понятно, какие документы считать основанием для возмещения затрат командировочного лица на покупку электронного авиабилета. Кроме того, какой документ брать за основание при учете данного вида затрат в валовых расходах.  Логичнее всего искать решение, ориентируясь на инструкцию № 59 и закон о прибыли.

Известно, что именно нормами Инструкции № 59 осуществляется регулировка состава и порядка возмещения тех расходов, которые возникли в результате служебных командировок.  В данной инструкции, в частности в п.1.4 р.II отмечается, что в случае командирования работника за пределы Украины производится компенсирования его расходов «на проезд, куда относится и предварительный заказ авиабилетов онлайн, оплату сборов, взимаемых в аэропортах, провоз багажа к месту командировки, а кроме этого в обратном направлении и по месту командировки». Такой же подход применяется и касательно командировок внутри Украины. Возмещение указанных расходов происходит только «если в наличии имеются оригинальные документы, подтверждающие стоимость этих расходов, в виде  транспортных билетов или счетов (багажных квитанций)». Таким образом, основным моментом в данном случае, является наличие транспортного билета.

Понятие билета достаточно четко определяет раздел 3 Правил № 187: Билетом может называться документ, в названии которого присутствует название «Пассажирский билет и багажная квитанция». К этой же категории принадлежит и электронный билет, который перевозчик или его агент выдает пассажиру. Кроме того, в нем присутствует договор перевозки, уведомление, а также полетные и пассажирские купоны.

Приведенное выше определение позволяет говорить о том, что транспортным билетом может являться как бумажный, так и электронный авиабилет. В этой связи возникает только одни вопрос, каким образом можно приложить электронный авиабилет к авансовому отчету.

Мы уже отмечали, что электронный билет состоит из трех частей: электронного купона, который имеет вид записи в базе данных авиаперевозчика, распечатки маршрута и посадочного талона. Полагаем, что никому не придет в голову мысль требовать у сотрудника электронный купон под отчет, поскольку он имеет вид компьютерной записи и не имеет материальной формы. Доказательством существования его, а также электронного билета является распечатка маршрута и посадочный талон. Их по завершении командировки в бумажном виде должно предоставлять подотчетное лицо.

Распечатка маршрута содержит в себе всю необходимую информацию, которая подтверждает факт того, что хозяйственная операция действительно была совершена.  Посадочные талоны являются доказательством получения транспортных услуг.  Поэтому в данном случае отказа в возмещении стоимости приобретенного авиабилета просто не существует.

Однако использование такого подхода находит понимание не у всех руководителей. Письмо МФУ от 10.01.2008 г. № 31-18030-07-21/147 содержит вывод о том, что распечатка маршрута « не может являться документом, подтверждающим стоимость расходов на проезд, которые понес работник в ходе командировки. Вследствие этого оно не может считаться основанием для возмещения таких расходов». Вместе с тем, ответа на главный вопрос, что можно назвать транспортным билетом в оригинале применительно к электронному авиабилету, в настоящий момент со стороны данного ведомства нет. Также данное ведомство говорит о том, что основными  документами, которые могут стать подтверждением расходов, являются распечатка маршрута и посадочный талон.

Скорее всего, в данном ведомстве хотели сказать, что распечатка маршрута не может выступать в качестве расчетного документа? Однако, в соответствии с законом РРО, проездные документы относятся к категории расчетных.  Статус проездного документа имеет и электронный билет, что позволяет делать выводы о том, что распечатка маршрута также может являться расчетным документом, поскольку в ней присутствует и стоимость авиабилета, и форма его оплаты.

Так как все новое с большим трудом проникает в современную жизнь, то нетрудно предугадать реакцию проверяющих на авансовый отчет, в котором содержится лишь распечатка маршрута. Поэтому, при оформлении командировки необходимо к авансовому отчету прилагать не только распечатку маршрута, но и посадочный талон.

В зависимости от выбранной формы это может быть чек РРО, кассовый ордер или чек платежной системы, выписка по карточному счету, Акт выполненных работ и оригинал счета.  Гораздо проще при оформлении билета получить такой документ, нежели в дальнейшем оспаривать штрафы, накладываемые представителями налоговых органов.

К слову сказать, украинским чиновникам неплохо бы поучиться у российских коллег. Еще в 2007 году Министерство финансов РФ признало распечатку маршрута оправдательным документом. И это принимая во внимание то, что введение электронных билетов в России происходит более медленными темпами, чем в Украине.  Поэтому в Инструкцию № 59 уже сейчас необходимо вносить соответствующие изменения.

Если же рассматривать ситуацию с налоговым учетом прибыли, то здесь в соответствии с пп.5.4.8 ст.5 Закона о прибыли, расходы командированных лиц на проезд можно включать в валовые расходы, но лишь в том случае, если есть оригиналы транспортных билетов.  В соответствии с этим, расходы на приобретение электронного билета, которые подтверждены распечаткой маршрута и посадочным талоном, можно учитывать в составе валовых расходов. Расчетный документ также не помешает.  Стоит помнить, что речь идет, прежде всего, о командировках, которые связанны с основной деятельностью плательщика налога.

Таким образом, электронный авиабилет – это еще одна возможность сэкономить свое время и сделать принятие решений более оперативным. Даже проблемы, связанные с необходимостью их учета в деятельности организации, не должны стать препятствием на пути активного внедрения электронных авиабилетов по всей стране.

www.fly.kiev.ua